Шербакульский муниципальный район

Что омичам нужно знать о публичном сервитуте на земельный участок

Эксперты Кадастровой палаты по Омской области рассказали, как можно воспользоваться чужим земельным участком на законных основаниях.

Сервитут - это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или населения и устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

  Публичный сервитут устанавливается для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охоты, рыболовства, рыбоводства.

Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.

«В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен», – пояснила эксперт Кадастровой палаты по Омской области Людмила Чечурина.

Если при установлении публичного сервитута он создает существенные затруднения в использовании земельного участка, собственник вправе потребовать соразмерную плату. Для этого ему необходимо составить заявление в свободной форме и обратиться с ним в орган, который установил сервитут.

Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В частности, в нем необходимо указать:

- реквизиты решения об установлении публичного сервитута;

- цель установления публичного сервитута;

- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;

- срок, на который устанавливается публичный сервитут;

- размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;

- права и обязанности обладателя публичного сервитута.

В соответствии с п.8 ст.39.43 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ ЕГРН в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.