Шербакульский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Шербакульского муниципального района > Администрация Шербакульского муниципального района > Отраслевая информация > Росреестр

Новости

 

Преимущества госрегистрации прав в электронном виде

Перед территориальными органами Росреестра, в том числе перед омским Управлением, стоит проблема обработки большого объема представленных на государственную регистрацию прав документов. Её решение Росреестр видит во внедрении системы электронного документооборота.

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», вступившего в силу 01.10.2013, регистрационная служба сосредоточила свои усилия на увеличении доли услуг, оказываемых в электронном виде, то есть на предоставлении заявителям возможности подать через Интернет в форме электронного документа заявления о государственной регистрации прав на квартиру, дом, земельный участок или иной объект недвижимости. В омском регионе такая услуга стала предоставляться заявителям с 1 июня 2015 года.

С этой даты заявление о государственной регистрации и иные необходимые для регистрации прав документы можно представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием сетей связи общего пользования по выбору заявителя:

–посредством отправки через Единый портал государственных и муниципальных услуг;

–через Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.rosreestr.ru), на котором доступны такие сервисы как «Предварительная запись на прием», «Проверка статуса запроса «online»;

–отправки документов с использованием веб-сервисов.

Базовыми государственными услугами Управления Росреестра по Омской области, представляемыми в электронном виде, в настоящее время являются:

– получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП);

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Преимущества получения названных государственных услуг в электронном виде очевидны.

Во-первых, не требуется личное посещение офисов многофункционального центра или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области как при подаче заявления о предоставлении государственной услуги, так и при получении ее результата: выписок из ЕГРП или документов после проведения государственной регистрации прав. Время на визит в офис не теряется, документы представляются, не покидая рабочего места или не выходя из дома.

Во-вторых, размер платы за предоставление сведений из ЕГРП в электронном виде ниже, чем при получении аналогичной услуги обычным способом. Так, при получении выписки на бумажном носителе размер платы для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических – 600. При получении этой услуги в электронном виде физическое лицо заплатит 150 рублей, юридическое – 300.

Кстати, физическим лицам, предоставляющим документы на государственную регистрацию прав в электронном виде, предусмотрена льгота в виде применения понижающего коэффициента (0,7), снижающего размер государственной пошлины на 30 процентов (статья 333.35 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014). Юридическим лицам данная льгота не предусмотрена, и они уплачивают государственную пошлину в полном объеме в размере, установленном ст.333.33 Налогового кодекса РФ.

Для государственной регистрации прав в электронном виде заявителям необходимо перевести документы в электронный вид и приобрести электронную подпись, которую можно получить в любом удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров размещен на официальном сайте Росреестра.

Кроме того, любое лицо может получить в электронном виде общедоступные сведения, к которым относятся сведения о зарегистрированных правах и о переходе прав на объект недвижимости. Наличие электронной подписи для получения данной услуги не требуется.

Из выписки ЕГРП на объект недвижимости можно получить следующие сведения: описание и характеристики объекта недвижимости, сведения о собственнике, наличии зарегистрированных арестов (запретов) и судебных споров. Из выписки ЕГРП о переходе прав можно узнать о зарегистрированных правах на объект недвижимости и о переходе этих прав от одного лица к другому.

Также в ЕГРП имеется информация ограниченного доступа, к ней относятся сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости. И эти сведения могут быть получены в электронном виде, но только лицами, прямо указанными в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этими лицами являются сами правообладатели или их законные представители, физические и юридические лица, получившие доверенность от правообладателя или его законного представителя. Необходимым условием получения такой выписки является наличие электронной подписи.

Ведение электронного документооборота в очередной раз позволило существенно сократить срок государственной регистрации прав с 18 календарных до 10 рабочих дней. А, например, регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов, и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее, чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов и заявления.

Учитывая преимущества и приоритет электронного документооборота, внедрение его системы в сфере оказания государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сегодня одной из главных задач Росреестра, решение которой позволит повысить качество оказания государственных услуг, минимизировать очереди граждан и бумажный документооборот.

Наталья Назарова,

заместитель начальника муниципального отдела

по Омскому району

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор

__________________________________________________________________

Эффективность

государственного земельного надзора в 2015 году

Государственный надзор за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный надзор в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном надзоре».

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых проверок. Полномочия по его осуществлению на территории омского региона возложены на Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) и его территориальные подразделения.

За 12 месяцев 2015 года Управлением проведено 3862 проверки соблюдения требований законодательства. При этом в 80 процентов случаев выявлены правонарушения – зафиксировано 2453 факта нарушения законодательства Российской Федерации. К числу этих правонарушений в основном относятся самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП РФ), использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ), а также неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ). Также можно отметить невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор (часть 25, 26 статьи 19.5 КоАП РФ).

К административной ответственности Управлением привлечено 1612 нарушителей законодательства Российской Федерации на общую сумму штрафов 23 млн. 400 тыс. рублей.

Следует отметить, что за минувший год Управлением проведена 4191 проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и выявлено 2909 нарушений. К административной ответственности привлечено 2382 нарушителя на общую сумму штрафов 6 млн. 221 тыс. рублей.

В минувшем году Управлению удалось при значительном снижении количества проверок сохранить процент выявленных нарушений на уровне 2014 года. Кроме того, отмечен существенный рост наложенных штрафов. В 2015 году выявлено 2453 нарушения земельного законодательства (в 2014 году – 2909), а сумма наложенных штрафов выросла с 6 млн. 221 тыс. рублей в 2014 году до 23 млн. 400 тыс. рублей в 2015 году.

Причиной снижения количества проведенных Управлением проверок послужило уменьшение количества плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, на основании предложений органов прокуратуры об исполнении указания Президента Российской Федерации о снижении давления на малый и средний бизнес, содержащегося в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 04.12.2014 года, Управлением внесены изменения в утвержденный план – исключено 259 проверок из 550.

Также значительное влияние оказало внесение в КоАП РФ норм, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости участка. Это одна из законодательных инициатив Росреестра. Такая оценка является более объективной и приводит к устранению нарушений земельного законодательства еще до начала надзорных мероприятий.

Следует отметить, что после внесения в КоАП РФ вышеуказанных изменений уже в первом полугодии 2015 года показатель количества устраненных нарушений земельного законодательства увеличился на 12 процентов.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о повышении эффективности государственного земельного надзора, а также о результативности проводимых Управлением проверок, доведения их до логического завершения. Ведь при осуществлении функций государственного земельного надзора необходимо убедиться в том, что выявленное правонарушение устранено и что пользователи земельных участков соблюдают требования земельного законодательства.

Наталья Амелешина,

специалист-эксперт отдела

государственного земельного надзора Управления Росреестра

по Омской области

__________________________________________________________

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ – К НОТАРИУСУ!

 

КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА НАДЕЛЕНА НОВЫМ ПОЛНОМОЧИЕМ

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области информирует, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.01.2015 №П/1 с 1 января 2016 г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области осуществляет полномочия по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по запросам, представленным заявителем лично или поступившим посредством почтового отправления, а также по запросам лиц и организаций, имеющих право на безвозмездное получение таких сведений в силу статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в виде:

1) выписки из ЕГРП:

– об общедоступных сведениях об объекте недвижимого имущества;

–о переходе прав на объект недвижимого имущества;

–о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;

–о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.

 

В целях более оперативного получения необходимых сведений, с 1 января 2016 г. запросы посредством почтового отправления (в т.ч. курьером) необходимо направлять в филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Омской области, по адресу: 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42.

Запросы при личном обращении могут быть представлены заявителями в офисы приема Многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, адреса которых размещены на официальном сайте Росреестра и Управления Росреестра по Омской области (www.rosreestr.ru, www.to55.rosreestr.ru).

____________________________________________

ЗАКОН ЗАПРЕТИЛ НОТАРИУСАМ, БАНКИРАМ И СТРАХОВЩИКАМ ТРЕБОВАТЬ У ЗАЯВИТЕЛЕЙ СВЕДЕНИЯ ИЗ БАЗ РОСРЕЕСТРА

 

 

Федеральным законом от 13.07.2015 № 259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1.

С 12 октября 2015 г. в случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, страхования, нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), или сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости (ГКН), страховая организация, нотариусы, кредитные организации не вправе требовать от клиентов представления таких сведений.

В указанных случаях нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанными федеральными законами сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, а страховая и кредитная организации запрашивают эти сведения исключительно в электронной форме.

Предоставление запроса в электронной форме осуществляется путем заполнения его формы на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).

Подробная информация об алгоритме запросов размещена на портале ведомства в разделах «Специалистам» и «Нотариусам». Запросить сведения можно с помощью специальных сервисов «Получение сведений из ЕГРП», «Получение сведений из ГКН» и «Запрос к информационному ресурсу ЕГРП».

При предоставлении сведений в виде электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и сведения о переходе прав являются общедоступной информацией и предоставляются по запросу любого лица за плату. Запрос на предоставление таких сведений в электронном виде не требует заверения УКЭП.

Размер платы за получение сведений из ЕГРП для юридических лиц установлен приказом Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы» и составляет для юридических лиц: в виде электронного документа – 300 рублей, в виде бумажного документа – 600 рублей.

Кроме того, сведения из ЕГРП в электронном виде можно получить посредством запроса к информационному ресурсу ЕГРП. Информационный ресурс позволяет получать сведения, содержащиеся в ЕГРП, в электронной форме через специальный раздел официального сайта Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) с использованием уникального ключа доступа, получить который можно бесплатно, заполнив форму на сайте Росреестра.

Размер платы за предоставление сведений ЕГРП посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу установлен приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2012 № 58 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также размерах такой платы», определяется исходя из количества объектов, сведения о которых запрашиваются, и составляет для юридических лиц при получении данных в отношении 100 объектов – 500 рублей, в отношении 1000 объектов – 2000 рублей.

Данный порядок позволяет пользователям, владеющим ключом доступа, оперативно осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРП, зарегистрированных правах на них, ограничениях (обременениях) прав, предоставляет возможность в любой момент располагать актуальной информацией об объектах, сократить финансовые затраты, избавляет заявителей от необходимости личного обращения за получением информации.

В соответствии с Законом о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями предоставляет бесплатно.

 

 

Владимир Ершов, заместитель начальника отдела предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Управления Росреестра по Омской области.

___________________________________________________________________________

 

 

«Старые» и новые бланки свидетельств
о государственной регистрации прав действительны!

Росреестр сообщает, что срок использования бланков свидетельств о государственной регистрации прав «старого» образца (изготовленных до 01.01.2015), продлен до 31 декабря 2015 года. Это связано с тем, что у многих территориальных органов Росреестра осталось неиспользованным значительное количество таких бланков. В этой связи в целях экономии бюджетных средств службой принято решение дать возможность максимально использовать оставшиеся (напечатанные до 1 января т.г.) бланки свидетельств - оформлять свидетельства о регистрации прав на таких бланках до конца года.
Также напоминаем, что с 1 января 2015 года изменилась форма свидетельства о государственной регистрации права* и требования к его заполнению. Замена бланка свидетельства не снижает его юридическую силу, данный документ, как и ранее, подтверждает проведенную государственную регистрацию вещного права на недвижимое имущество. При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Оформляется свидетельство о государственной регистрации права на официальном (с изображением Государственного герба Российской Федерации) бланке Росреестра или его территориального органа. На оборотной стороне бланк содержит его учетный номер, при этом требования о том, что такой бланк должен иметь какие-либо степени защиты (в виде водяных знаков и т.п.), действующее законодательство не содержит. Образцы официальных бланков службы и ее территориальных органов, в том числе используемых для оформления свидетельств о государственной регистрации прав, устанавливаются приказами Росреестра, его территориальных органов.
Свидетельство о государственной регистрации права – это документ, удостоверяющий только факт проведения такой государственной регистрации. Данный документ подтверждает, что на дату, указанную в нем в качестве даты выдачи, за определенным в нем лицом зарегистрировано указанное в нем право на основании поименованных в свидетельстве документов на описанный в данном документе объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером.
Выписка из ЕГРП, подтверждающая проведение государственной регистрации права, может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме. Свидетельство о государственной регистрации права оформляется только в форме бумажного документа.

*Новая форма свидетельства о государственной регистрации права утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Л. Горева, начальник межмуниципального отдела
по Шербакульскому и Полтавскому районам Управления
Росреестра по Омской области
 

РЕГИСТРИРУЕМ ПРАВО БЕЗ ВИЗИТА В ОФИС

Росреестр начал прием документов

на регистрацию прав в электронном виде

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с 1 июня 2015 года осуществляет прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде посредством сервиса на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru).

Чтобы зарегистрировать права на недвижимость с помощью нового сервиса, потребуется заполнить заявление и прикрепить к нему все необходимые документы в электронном виде. Правильно собрать пакет документов поможет другой сервис портала Росреестра - "Жизненные ситуации". Если выбрать тип объекта, по поводу которого планируется сделка, тип операции (купля-продажа, дарение, наследование) и ответить на несколько вопросов, то в итоге получите полный перечень необходимых документов. Их и надо приложить к заявлению.

Важный момент! Все отправляемые документы, включая заявление, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая подпись защищает заявителей от мошенничества. Сертификат электронной подписи можно приобрести в одном из аккредитованных минкомсвязью удостоверяющих центров. Их перечень размещен на портале Росреестра. Заверять документы электронной подписью должен автор или авторы документов. Например, договор купли-продажи должен быть подписан в электронном виде всеми его сторонами. Если заявитель не автор документа (например, он выдан госорганом в бумажном виде), он может заверить его у нотариуса или у ведомства, выпустившего документ.

Результаты по итогам оказания услуги передаются по электронной почте в виде ссылки, которую надо указать в заявлении.

Предоставление возможности подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде – один из ключевых этапов в реализации программы по совершенствованию и развитию учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям у граждан и бизнеса появилась возможность напрямую обратиться в Управление за получением еще одной из наиболее популярных и сложных услуг. При этом исключено влияние человеческого фактора: заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника, а также не теряет времени на визит в офис.

Наталья Абакумова,

заместитель начальника отдела ведения ЕГРП

Управления Росреестра

по Омской области.

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ – ЧТО ДАЛЬШЕ?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» бесплатная приватизация жилых помещений, которая действовала на территории Российской Федерации с 1991 года, с 1 марта 2015 года завершается.

Это не означает, что те граждане, которые не успели до этого времени оформить в собственность (приватизировать) занимаемые ими жилые помещения муниципального и государственного жилищного фонда, будут выселены из этих помещений.

Указанные лица будут иметь возможность проживать в занимаемых ими жилых помещениях на условиях договора социального найма.

21 июля 2014 принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования". Он устанавливает требования к лицам, которые могут быть наймодателями и нанимателями по договорам найма этих помещений, по предмету, сроку и форме данного договора, определяет существенные условия и основания заключения такого договора, устанавливает запрет нанимателю по договору найма передавать помещение или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обменивать это помещение, определяет основания расторжения договора найма жилых помещений.

Закон предусматривает, что государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании Договора найма, заключенного на срок не менее года в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По Договору найма одна сторона – лицо, являющееся наймодателем, обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) – жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом РФ.

В Договоре найма должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения Договора найма на новый срок.

Договор найма заключается в письменной форме.

Наймодателями по Договорам найма могут быть:

1) орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанными органами организация;

2) организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или организация, уполномоченная собственником такого жилого помещения. Эти организации должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Жилые помещения могут быть предоставлены по Договорам найма гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по иным основаниям нуждающимися в предоставлении жилых помещений по Договорам найма.

Предметом Договора найма может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (частей квартиры), или жилой дом, являющийся наемным домом социального использования.

Договор найма заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.

Содержание и текущий ремонт жилого помещения, предоставленного по Договору найма, являются обязанностью наймодателя, если иное не установлено указанным договором.

Передача нанимателем по Договору найма такого жилого помещения или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обмен такого жилого помещения не допускаются.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по Договору найма относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по Договору найма должны быть указаны в таком договоре и имеют равные с нанимателем права и обязанности.

По истечении срока действия Договора найма наниматель имеет право на заключение Договора найма на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если соответствует условиям предоставления жилого помещения.

Договор найма может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель жилого помещения по Договору найма с согласия постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть этот договор, предупредив в письменной форме об этом наймодателя за три месяца до даты расторжения указанного договора.

Договор найма может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случае:

1) неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть раз в течение двенадцати месяцев или наличия у нанимателя задолженности по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере, превышающем три среднемесячных размера такой платы за предшествующие двенадцать месяцев;

2) передачи жилого помещения или его части по договору поднайма, договору безвозмездного пользования;

3) наличия у нанимателя и (или) у постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи других жилых помещений на территории того же муниципального образования, предоставленных им по договору социального найма, Договору найма, договору безвозмездного пользования или на основании членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе или принадлежащих им на праве собственности, если размер общей площади таких жилых помещений в расчете на указанных нанимателя и членов его семьи превышает норму предоставления.

Договор найма прекращается также в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства Договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

При расторжении Договора найма наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Государственная регистрация ограничения права собственности на жилое помещение (найма) осуществляется на основании заявления сторон такого договора, жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - заявления нанимателя по договору.

На государственную регистрацию найма жилого помещения, возникающего на основании Договора найма, наряду с документами, предусмотренными Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», представляются документы, подтверждающие права наймодателя на заключение указанного договора, если наймодателем не является орган государственной власти или орган местного самоуправления, а также документы, подтверждающие право нанимателя на заключение указанного договора.

Государственная регистрация прекращения найма жилого помещения может осуществляться по заявлению одной из сторон договора по истечении срока действия договора или в случае его расторжения. В последнем случае к заявлению прилагаются документы, подтверждающие расторжение договора. Если сторона договора в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора, к заявлению прилагается копия уведомления другой стороны договора об одностороннем отказе от исполнения договора в форме заказного письма с отметкой об отправке, а при расторжении договора в судебном порядке - копия вступившего в законную силу решения суда о расторжении договора, заверенная в установленном порядке судом, вынесшим решение.

Л. Горева,

начальник межмуниципального

отдела по Шербакульскому и Полтавскому районам

Управления Росреестра по Омской области

 

ПРОБЛЕМ С ОФОРМЛЕНИЕМ УЧАСТКА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

В настоящее время возрос интерес к оформлению в собственность земельных участков под различными объектами недвижимого имущества. Если раньше в обороте участвовали преимущественно строения, здания, сооружения, то теперь в оборот активно вовлекаются и земельные участки, на которых расположены эти объекты. Все больше граждан и юридических лиц желают приватизировать земельные участки.

И, действительно, земля в отличие от строения не подвержена износу и не разрушается со временем, её ценность только увеличивается. Именно земельный участок является родовым объектом по отношению к зданиям и строениям, расположенным на нем. Этому факту до недавнего времени совершенно незаслуженно уделялось мало внимания. А земельный участок воспринимался лишь «придатком» к объекту недвижимости и существенной ценности не представлял.

Итак, если вы собственник гаража и решили оформить в собственность земельный участок, на котором расположен ваш гараж, необходимый для его эксплуатации, вы вправе это сделать.

Если вы являетесь членом гаражно-строительного кооператива, то первоначально необходимо решить вопрос о том, будет ли это доля в праве собственности на весь земельный участок, предоставленный гаражному кооперативу или право собственности на отдельный земельный участок, непосредственно занятый вашим гаражом.

В зависимости от выбранного варианта необходимо осуществить кадастровый учет (получить кадастровый паспорт) всего земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, или сформировать отдельный земельный участок, собственником которого будете только вы, и поставить его на кадастровый учет по правилам, предусмотренным действующим законодательством. В соответствии с п.1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Обращаем ваше внимание, что действовать необходимо совместно всем членам гаражно-строительного кооператива.

После осуществления кадастрового учета земельного участка можно выкупить его у собственника – государства или муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Для этого членам кооператива необходимо совместно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. На данный момент уполномоченным органом государственной власти в Омской области является Министерство имущественных отношений Омской области, а органом местного самоуправления – Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

В месячный срок со дня обращения с указанным заявлением уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка. На основании этого решения также в месячный срок осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи.

Данный процесс оформления земельного участка в собственность представляет собой приватизацию государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Поэтому юридически он оформляется договором купли-продажи.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений, поэтому вам обязаны предоставить земельный участок, на котором построен ваш гараж.

После подписания договора купли-продажи необходимо обратиться в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности.

Хотелось бы отметить, что в некоторых случаях земельный участок гаражному кооперативу ранее предоставлялся в аренду. Перед тем как обращаться за регистрацией права собственности на такой земельный участок, целесообразно аренду между кооперативом и муниципальным образованием (государством) прекратить.

Дело в том, что аренда является обременением права собственности и переходит вместе с объектом недвижимости к новому собственнику. Поэтому, если аренду не прекратить, то вы получите свидетельство о праве собственности на свой земельный участок с обременением.

В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация проводится на основании заявления сторон договора, то есть вам необходимо обратиться в Управление Росреестра совместно с представителем органа государственной власти или органа местного самоуправления. К заявлениям должен быть приложен договор купли-продажи земельного участка, решение о предоставлении земельного участка и квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности.

Другой вариант оформления права собственности на земельный участок возможен, если вы являетесь собственником индивидуального гаража, а не гаража, находящегося в гаражно-строительном кооперативе.

Ранее земельные участки под строительство индивидуальных гаражей предоставлялись, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, так как невозможно было предоставить земельный участок в собственность.

В настоящее время для того, чтобы граждане и юридические лица все же могли оформить свой земельный участок в собственность, статьей 25.2 Закона о регистрации предусмотрен упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный под индивидуальное гаражное строительство.

Вам необходимо поставить на кадастровый учет земельный участок и обратиться в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на него. К заявлению необходимо приложить акт изданный уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении вам земельного участка под строительство гаража и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если земельный участок был предоставлен предыдущему собственнику гаража, а вы его унаследовали, купили или приобрели другим законным способом, то вы также представляете на государственную регистрацию акт о предоставлении земельного участка предыдущему собственнику.

В случае если ваше право собственности на гараж уже зарегистрировано в Управлении Росреестра, больше никаких документов для проведения регистрации земельного участка не потребуется. Если же ваше право на гараж зарегистрировано ранее до образования Управления Росреестра другим органом, например ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», необходимо представить также документ, устанавливающий или удостоверяющий ваше право на гараж.

Обращаем ваше внимание, что данный порядок государственной регистрации предусмотрен только для земельных участков, предоставленных для индивидуального гаражного строительства. Поэтому в графе «Разрешенное использование» кадастрового паспорта земельного участка должна быть именно такая запись: «для индивидуального гаражного строительства».

При соблюдении данных рекомендаций проблем с оформлением земельного участка у вас не возникнет.

Юлия Найден,

специалист-эксперт

отдела регистрации прав на земельные участки

Управления Росреестра

по Омской области.

версия для печати